МБОУ Приволенская СОШ
Методический семинар в рамках
сетевого взаимодействия Приволенского образовательного округа
«Информатизация-залог
успешности образовательного учреждения. Применение
ИКТ в учебно - воспитательном процессе»
"Представьте себе мир, в котором человек обладает свободным
доступом ко всем накопленным человечеством знаниям"
Джимми Уэйлс, основатель
Википедии
Модернизация системы образования, происходящая сегодня способствует
перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы
работы с обучающимися, коллегами, новую
модель, позволяющую обеспечить сохранение и укрепление знаний обучающихся на
протяжении всего процесса обучения. Во многом результат такой деятельности
заключается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности, что
ведет к формированию сетевой организации на школьном и районном уровнях.
В
рамках сетевого взаимодействия школ Приволенского образовательного округа
прошел методический семинар «Информатизация-залог успешности образовательного
учреждения. Применение
ИКТ в учебно - воспитательном процессе»
ПРОГРАММА.
1. Непрерывное
повышение ИКТ - компетентности – залог успешности современного педагога.
2. Опыт,
компоненты, результаты проблемы и современные перспективы развития
информатизации школы.
Структура и возможности информационно - ресурсного центра базовой школы.
3. ИКТ как средство развития
критического мышления. (Актуальность технологии, использование рекламных
видеороликов , отрывков художественных фильмов на уроках литературы как
средство создания проблемной ситуации) Черничкина М.В.
4.Использование ЦОР на уроках
химии. Черничкина М.В.
5.Использование интернет-ресурсов
на уроках литературы. Создание и использование презентаций при изучении
творчества А.А. Ахматовой. Использование аудио- и видеороликов. Гамалий Е.В.
6.Использование
интернет-технологий на уроках математики. Создание тестов на интерактивной
доске. Макаринская Т.И.
7. Использование электронного
учебника на уроках обществознания в 6-7 классах. Тимченко Е.Н.
.Использование интерактивной
доски на уроках в начальной школе.Самостоятельная работа с использованием
ноутбука. Каминский Г.В.
8.Экскурс «Образовательные
интернет—ресурсы МБОУ Приволенской СОШ для педагогов и обучающихся».
Начало
работы конференции.
Директор школы В.А.Макаринский
приветствовал участников семинара. В своем выступлении «Опыт, компоненты,
результаты проблемы и современные перспективы развития информатизации школы», он
в доступной форме рассказал, что школа принимает активное участие в программе
модернизации образования:
-проект
«Компьютеризация образовательного процесса» направлен на
широкое применение
учебной информации, изменение
педагогической
позиции
от того, «как лучше рассказать материал» к тому, «как лучше его
показать». Применение
цвета, графики, мультипликации, звука,
всех
современных средств
видеотехники позволяет воссоздать
реальную
обстановку
восприятия в совокупности с учебной деятельностью. Реализация
проекта обеспечит
по необходимости замену
деятельности учителя
компьютерным
программным средством, электронным учебным пособием по
предмету (CD-ROM,
DVD), фрагментарное, выборочное
использование
дополнительного материала,
аудио- и видео
наглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий,
музеев и других
дополнительных материалов
предметного
учебно-методического комплекта,
использование тренинговых
программ для
закрепления материала и для выработки
умения и навыков,
использование
диагностических и контролирующих материалов, имеющихся
на электронном
носителе или разработанных
учителем, выполнение
домашних самостоятельных и
творческих заданий учащимися
с
последующей демонстрацией
их результатов в
уроке или вне
его,
использование программ,
имитирующих опыты и
лабораторные работы.
Проектирование и
конструирование как способы
деятельности на основе
компьютерных технологий
позволят разнообразить учебную
деятельность,
повысить мотивацию
учащихся. В частности,
учителями используется
проектная
деятельность.
-
проект «Развитие функционирования электронной
почты и доступа
в
Интернет».
Осуществлен выход в
глобальные сети, благодаря
чему школа
включилась в
мир компьютерных коммуникаций,
может участвовать в
широком
обмене информацией, всероссийских и международных проектах,
получила выход
в Интернет. Создан
и функционирует электронный
почтовый
ящик.
-
проект «Деятельность с
учащимися» направлен на
использование
информационных ресурсов
сети Интернет в
ходе самообразования и
включает
в себя:
1)
дистанционное обучение;
2)
использование компьютерных технологий для подготовки к уроку;
3)
применение компьютера во внеурочной
деятельности;
4)
тренировочное тестирование в формате ЕГЭ и ГИА;
5)
обсуждение актуальных проблем на интернет-форумах;
За
последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных
компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно
владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления,
принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей
деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно представить современную школу. Реализация Концепции модернизации
образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий
и использование Интернет - ресурсов для формирования информационной
компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной
культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее
изменение образовательного пространства школы.
Приветствие
участников конференции
Активное участие в практической части семинара приняли педагоги школы,
которым с помощью информатизации удается изменить весь учебный
процесс,«перестроить мозги» учеников и педагогов. При таком подходе изменяется
роль преподавателя: вместо источника информации он становится консультантом,
направляющим звеном. Дети получают возможность учиться анализировать, мыслить,
искать информацию. Изменяются и общечеловеческие отношения в школе: от
патернализма – в сторону сотрудничества.
Черничкина
М.В. –учитель химии.
ИКТ как средство
формирования критического мышления
Задачи:
Рассмотреть возможности использования информационно-коммуникативных технологий
на уроках химии для повышения познавательного уровня учащихся, эффективного
применения личностно-ориентированного подхода к обучению, развития критического
мышления; познакомиться с возможностями использования цифровых образовательных
ресурсов на уроках химии.
План
занятия: 1. Актуальность использования цифровых образовательных ресурсов на
уроках химии.
2.
Актуальность технологии развития критического мышления.
3.
Примеры использования ИКТ на уроках (просмотр презентаций, обучающих и
контролирующих; просмотр видеоопытов, отрывка научно-популярных и
художественных фильмов, рекламных роликов; мастер-класс по использованию
рекламного ролика на уроке химии в 9 классе «Озон. Аллотропия»)
4.Использование
виртуальной лаборатории на уроке химии.
5.
Рекомендация полезных ссылок для учителей.
Развитие
критического мышления невозможно без использования
информационно-коммуникативных технологий. Посредством таких уроков
активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память,
мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного
интереса.
Виды
образовательной деятельности, применяемые при работе с компьютером:
• работа
с текстом и изображениями;
•тестирование;
• создание собственных заданий
для тестов;
• демонстрация
видеоопытов, обучающих фильмов;
• демонстрация
презентаций, созданных учителем и учащимися;
• работа с
электронными учебными пособиями;
•
просмотр отрывков художественных фильмов, рекламных роликов.
Так
для тестового самоконтроля по
темам удобно использовать презентации, в которых учащиеся могут сразу
узнать свою оценку, затем поработать над ликвидацией пробелов в знаниях.
(Видеоприложение «Строение атома», «Первоначальные понятия органической
химии»).
На
разных этапах урока можно использовать видеоопыты или отрывки видеофильмов для
постановки проблемного вопроса, вовлечения учащихся в рассмотрение новой темы,
создания необходимого эмоционального фона.
▪ После просмотра видеоопыта (8 класс) «Испытание веществ на электрическую
проводимость» учащиеся работают с таблицей, обобщающей результаты опыта, и
делают вывод, при каких условиях вещество проводит электрический ток.
• На уроке в 11 классе ребята смотрят видео
«Как получить лед моментально» и
задумываются над тем, какой процесс
они видят на экране, каков его механизм.
▪ Учащиеся смотрят видеоопыт «Получение иодида
алюминия» до половины со звуком (чтобы понять, какие вещества берутся для
реакции), затем звук отключается и ребята досматривают опыт без звука. После
этого им предлагается пояснить, какие химические реакции при этом протекают,
какие внешние эффекты они наблюдали и почему. Также можно задать вопрос о
тепловом эффекте данной реакции, технике безопасности.
• Просмотр видео «Что такое орбиталь» помогает
лучше уяснить такие абстрактные понятия.
▪ После просмотра видеоотрывка «Язык химии»
восьмиклассники понимают необходимость изучения «химического языка». Также его
можно использовать при объяснении нового материала.
Современные ученики средней школы - это
поколение, полностью воспитанное под влиянием СМИ. Хотим мы этого или нет, но
сегодня школа значительно уступает средствам массовой информации в формировании
естественнонаучной картины мира. Выход в
активном использовании на уроках тех источников информации, которые наиболее
привлекательны для учащихся: телевидение и видеозапись.
Новые источники
информации требуют формирования новых умений для успешной работы с ними:
·
Находить информацию в различных
источниках;
·
вычленять главное в информационном
сообщении, отделяя его от «пустой породы»;
·
находить ошибки в информационном
сообщении и вносить предложения по их исправлению;
·
систематизировать информацию по
заданным признакам;
·
понимать задания в различных
формулировках и контекстах;
·
вербальную информацию переводить в
визуальную и наоборот.
Фрагменты художественных
видеофильмов дают возможность расширить и углубить химические знания
учащихся, а также решить такую важную задачу, как включение внешкольной
информации.
Цели
использования фрагментов художественных видеофильмов могут быть различными, но
они обязательно связаны, в первую очередь, с целями обучения химии.
Видеофрагмент
должен занимать строго определенное место в том или ином учебном занятии как
его органичная часть. Рассмотрим в качестве примера фрагмент из комедии Л.
Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", в
котором главный герой "борется" с тестом.
Если
фрагмент предполагается использовать для создания положительной мотивации к
изучению свойств углеводов, то наиболее уместным будет его демонстрация до
начала изучения химических свойств. Использование этих же кадров после изучения
спиртового брожения глюкозы для проверки знаний учащихся или в качестве
домашнего задания определяется другой целью - обучению поиску неточностей и
(или) ошибок в получаемой информации.
Другой
пример. Просматривается фрагмент из кинофильма «Собака Баскервилей», в котором
рассказывается о том, что собака покрывается слоем белого фосфора и поэтому
светится в темноте. Вопрос: какая химическая ошибка была здесь допущена?
Также
можно предложить учащимся поискать «химические ляпы» в других художественных
фильмах.
Можно
интересно обыграть содержание
какого-либо рекламного ролика.
Так
в 9 классе при изучении темы «Озон. Аллотропия» я использовала
рекламный видеоролик озонатора «Гроза», взятый из сети Интернет. На начальном этапе учащиеся формулируют цели
и задачи урока, знакомятся с понятием аллотропии, рассматривают рисунок прибора
для получения озона и предполагают, как же можно получить озон в лаборатории. А
как он образуется в природе? Начинается просмотр
видеофрагмента. Учащиеся видят красочные картины природы после летнего дождя,
им задается вопрос из ролика: «Почему после дождя дышится так легко?» Т.е
проблемный вопрос является отправной точкой для изучения материала параграфа,
выяснения причин разных свойств кислорода и озона, его применения, значения в
природе и для человека. «Так полезен озон для человека или вреден?» В конце
урока рекламный ролик учащиеся досматривают до конца, где зрителям предлагается
приобрести бытовой озонатор,
рассказывается о его чудесных способностях,
и им дается задание: «Выскажите свое мнение о данной рекламе». Учащиеся
высказывают свои мнения, а чтобы решить, кто прав, необходимо изучить
информацию в сети интернет. В данном случае в роли учащихся выступали педагоги
школ округа.
Каминский
Г.В.-учитель начальных классов.
Тема мастер-класса: Использование
интерактивной доски на уроках в начальной школе. Самостоятельная работа с
использованием ноутбука.
Применение
интерактивной доски позволяет учителю Каминскому Г.В.
намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать
групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не
нарушая привычный ритм и стиль работы.
У каждого
преподавателя свой стиль работы. Кто-то привык работать у доски, кто-то
предпочитает объяснять материал, сидя за своим рабочим столом, кому-то проще и
привычней свободно перемещаться по классу. Но эти методы устарели и им на смену
пришли интерактивные технологии, требующие нового подхода к демонстрации
визуальных материалов. К сожалению, проектор и экран не обладают той гибкостью
для достижения нужного эффекта, как интерактивная доска. К тому же
преподаватель вынужден отвлекаться на свой компьютер, чтобы управлять
демонстрацией, и не всегда нужные функции удобны и доступны. В этом случае на
помощь приходят мультимедийные технологии.
Григорий
Васильевич при подведении итогов занятия отметил: «Для меня обучение детей
никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные
средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению
овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение
цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок,
захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические
уроки.»
В нашей
школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных
инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением
передвижной интерактивной доски и мультимедийного проектора. Интерактивная
доска проста в использовании. Работая учителем начальных классов, провожу уроки
русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и другие с
применением интерактивного комплекса.
Проведение
самостоятельной работы на уроке математики с использованием компьютерного
класса.
|